BMW M4 GT3. Безумная четверка.

22 февраля 2024
37

BMW представила M4 GT3 - автомобиль, который, как надеется баварский производитель, будет побеждать в крупных гонках на выносливость в руках клиентов. Совершенно новый претендент на победу - первый автомобиль, построенный по новому пакету правил, разработанному FIA для обеспечения большей свободы технического дизайна. Однако, поскольку новые правила требуют от BMW продать 20 автомобилей в первые два года, чтобы сохранить омологацию, компания была осторожна с решениями.

Автомобиль пришел на смену уходящему M6, который был представлен в 2016 году и который выиграл "24 часа Спа" в свой первый сезон, а затем еще раз в 2018 году. У этого автомобиля были недостатки, особенно в плане износа шин, и именно над этой характеристикой команда разработчиков BMW работала особенно усердно, чтобы подготовить M4 GT3 к соревнованиям для клиентов.

Базовый M4 GT3 создан на основе серийного автомобиля, причем шасси и двигатель были сняты с конвейера, и была проведена обширная доработка, в том числе тесты в Альмере, Монтебланко и на Нюрбургринге, в которых участвовали все заводские гонщики компании. Вследствие этого она уже завоевала репутацию автомобиля, которого опасаются противники, по целому ряду причин.

Отказываясь от экономии

Длительность этапа разработки отчасти обусловлена новым сводом правил, введенным FIA для облегчения работы. Согласно старому своду правил, производителю приходилось обращаться за разрешением на исключение из правил, чтобы помочь достичь баланса характеристик. Комиссия GT предоставляла такие разрешения на дискреционной основе. Комиссия номинально имела три категории автомобилей для гонок GT3, включая SupercarSportscar и Grand Tourer, причем для последних разрешалось больше исключений, чем для первых.

Однако, поскольку правил было так много, это не устраивало производителей, которые хотели большего от этой категории. Поэтому совместно с FIA производители работали над созданием более предсказуемого свода правил для того, чтобы им разрешалось делать со своими автомобилями значительно больше доработок. Затем FIA предоставила им возможность вносить любые изменения, которые они сочтут необходимыми, чтобы омологировать свои автомобили для достижения требуемого уровня, доверившись системе балансировки характеристик.

Единственным условием, которое удалось установить Комиссии, является необходимость продать 20 автомобилей в течение первых двух лет. Этого, как надеется комиссия, будет достаточно, чтобы отбить у кого-либо желание строить дорогой прототип, выходящий за рамки возможностей команды по балансировке производительности, и, поскольку гонки GT3 все больше распространяются по всему миру, у них еще может появиться шанс.

Однако большая опасность заключается в том, что категория GT3 придет в Ле-Ман на смену GTE в 2024 году. С таким искушением и возможностью разработки прототипов будущее выглядит зыбким.

Выпуск M4 GT3 от BMW приурочен к введению новых правил. Другие компании сосредоточились на развитии существующих моделей, поэтому на них не распространяется тот же общий объем продаж в 20 автомобилей. BMW должна добиться успеха с этим автомобилем, как в плане продаж, так и в плане результатов, и поэтому, глядя на дизайн, кажется, что BMW повела себя правильно.

Июньский запуск

Автомобиль был представлен на Нюрбургринге в начале июня, чтобы открыть очередь заказов, и, как ожидается, примет участие в этапах NLS (бывшая серия VLN), соревнованиях, организованных SRO, и гонке Creventic в конце года, чтобы показать себя в соревнованиях и завершить программу испытаний.

Омологация должна быть завершена к 24 часам Дайтоны в январе, и BMW надеется, что она сможет конкурировать с клиентскими командами на американской классической гонке на выносливость, а также на 12 часах Батерста в феврале 2022 года.

Длительный период разработки автомобиля, как надеются в BMW, сыграл в пользу баварского производителя. У него было время пройти более 12 000 км испытаний по Европе в руках заводских гонщиков, а команда разработчиков сосредоточилась в основном на управлении износом шин.

Уходящий M6 был традиционно требователен к шинам, и, следовательно, не мог быть конкурентоспособным в течение часовых заездов, необходимых в современных гонках на выносливость. На программу M4 GT3 оказывается большое давление, поскольку программа M8 GTE была свернута и теперь включает только гонки на выносливость в США. Этот недолговечный проект достиг ограниченного успеха, выиграв 24 часа Дайтоны в 2020 году, но не выиграв Ле-Ман или Чемпионат мира по гонкам на выносливость.

Поскольку программа Формулы Е также прекращена, программа GT3 является основным направлением для гоночного подразделения BMW на данный момент.

Управление износом шин

"Нам нужен автомобиль GT, особенно в классе GT3, доступный по цене для клиентов, доступный по эксплуатационным расходам, простой в использовании, и чтобы никто не боялся [управлять им]", - говорит руководитель инженерных проектов BMW Ахим Кляйн, который подчеркивает, что это программа гонок для клиентов, а не для участия в заводских соревнованиях.

"Это не должен быть автомобиль, на котором можно выиграть время на одном круге, а затем бороться за сохранение темпа на протяжении следующих 20 кругов. Все, что мы сделали в рамках программы развития, направлено на достижение этой цели".

"Для деградации шин на длинных сериях в гонках на выносливость важно не показывать пиковое время круга, а иметь стабильную машину на протяжении всей серии заездов. Сравнивая M6, на которой мы выступали на одном из тестов, и M4, мы ясно видим, что в настоящее время вы не можете извлечь из машины один [лучший] круг, как это происходит в квалификации. Тем не менее, вы видите, что на протяжении всей дистанции у нас меньше деградация шин и [лучшая] стабильность".

"На последнем тесте мы сравнили шины трех разных производителей, которые являются обычными для серии, в которой мы собираемся продавать машину. Вы просто ставите шины на машину, несколько щелчков настройки противобуксовочной системы, и машина готова к выезду. Пакет надежен и удобен для клиентов. Вам придется сделать несколько регулировок высоты [для настройки под разные шины], и вы будете готовы выезжать на трассу".

Категория GT3 начинает получать более широкое распространение, чем когда-либо прежде, и поэтому, если производитель сделает свой базовый автомобиль правильно, рынок легко примет 20 автомобилей, необходимых для омологации.

Хотя класс был разработан в первую очередь под вывеской SRO, у которой Pirelli является единственным поставщиком шин до 2023 года, IMSA приняла класс для соревнований в своей высшей серии WeatherTech на шинах Michelin. Затем ACO запустила свой класс GT3 для Европейской серии Ле-Ман, также на шинах Michelin, но именно NLS (Nürburgring Endurance Series), где проводятся соревнования на любых шинах, является предметом особого внимания немецких производителей. В этом году впервые в серии DTM будут использоваться автомобили GT3 на резине Hankook, а в национальных сериях GT также будут использоваться автомобили GT3.

Самая большая угроза

Несмотря на то, что на этапе проектирования M4 GT3 были приняты новые правила, Кляйн говорит, что это не изменило философию проектирования и что главной задачей для него были гонки среди клиентов. "Вам нужно иметь автомобиль, доступный по цене для клиентов", - повторяет он. "Вам также нужно построить и продать 20 автомобилей, а создание прототипа было бы настолько дорогим, что вы не смогли бы продать машину по разумной цене".

BMW понимала, что ей необходимо радикально изменить переднюю часть автомобиля, чтобы установить подвеску, радиаторы и передний сплиттер, необходимые для того, чтобы вывести автомобиль в окно производительности. Если бы правила не изменились, то для выполнения той же работы потребовалось бы разрешение, поэтому изменения не повлияли на планы.

"Главное, к чему мы стремились, - это та же концепция передней части, что и на M6 и M8", - подчеркивает Кляйн. "С колесными арками и вырезами, необходимые для пакета радиаторов, потребовалось бы вырезать всю переднюю часть из шасси. По старым правилам это было бы отклонением, но новый регламент позволил нам несколько отступить от ограничений".

"Мы сказали, что если мы построим машину, она должна выглядеть так. Это не для обмана, но если я отрежу все металлические листы, которые нужно отрезать, то у меня больше не будет жесткости конструкции. Остались только две экструдированные продольные балки, которые создают новую несущую конструкцию."

"Это изменение означает, что автомобиль может достигать целевых показателей аэродинамических характеристик и имеет улучшенную эффективность по сравнению со старым M6. В категории GT3 баланс характеристик довольно легко выполнить", - говорит Кляйн. "Вы хотите, чтобы все были в одной группе, поэтому вы не ставите очень высокие цели, но вы должны делать это эффективно".

"Что касается прижимной силы и сопротивления, мы сделали хороший шаг по сравнению с M6, повысив эффективность автомобиля".

Производственная база

Новый автомобиль GT3 оснащен 3,0-литровым двигателем S58 с рядной шестеркой, который был модифицирован для гоночных целей и переименован в P58. В соответствии с обычной практикой автоспорта, двигатель был размещен ниже в шасси, с тем дополнительным бонусом, что при этом его больше не нужно слегка наклонять. Для этого был установлен сухой поддон картера, но, кроме изменения выхлопа, других модификаций, о которых признается BMW, очень мало.

"Весь базовый двигатель - это перенос с обычной версии", - настаивает Кляйн. "Турбокомпрессоры остались прежними, выхлоп изменился только из-за маршрутизации, а масляная система адаптирована к потребностям более высоких сил при нагрузке, но все остальное вполне стандартно".

"Мы добавили гидравлический насос рулевого управления, потому что на дорожном автомобиле он электрический, и он приводится ремнем от передней части двигателя, но если бы вам нужно было заказать второй двигатель для вашей машины, вы бы получили его с производственной линии".

Подвеска сохранила заводскую многозвенную конструкцию с двойными поперечными рычагами, которые соединяют шасси в нескольких точках. На автомобиле используются пятипозиционные амортизаторы KW, а также коробка передач Xtrac, разработанная для M8, хотя и модифицированная, чтобы больше подходить для клиентских гонок.

Соотношение мощности и веса в сочетании со стальными тормозами создает проблемы, поэтому разработка тормозов является безумной во всех категориях GT.

Бесконечные испытания

Еще одна область, на которой команда разработчиков сосредоточилась, - это тормозная система. Диски и суппорты омологируются, а колодки - нет, хотя BMW проводит испытания с Endless, чтобы найти лучший общий тормозной пакет для продажи клиентам.

"Чувствительность к крену и тормоза - ключевые детали", - отмечает Кляйн. "Машины [GT3] тяжелые и создают много прижимной силы, что влияет на баланс автомобиля, но вам не хватает третьего элемента, поэтому у вас есть компромисс между креном и продольным наклоном, и вы используете жесткость при крене с четырьмя амортизаторами, поэтому вам нужно контролировать аэродинамику".

"Соотношение мощности и веса в сочетании со стальными тормозами создает проблемы, поэтому во всех категориях GT тормоза разрабатываются безумно. Карбоновые диски не подходят для клиентских гонок, потому что они слишком сложные, и если вы не будете правильно с ними обращаться, то столкнетесь с большими проблемами. С колодками Endless мы получили неплохой опыт в плане ходовых качеств и производительности, и мы тесно сотрудничаем с ними в плане разработки колодок и баланса между передними и задними колесами, что крайне важно".

"Мы пытаемся продать автомобиль клиентам с лучшими тормозами, которые мы можем получить. Если клиент хочет потратить меньше, или найти что-то лучшее на рынке, он волен так поступить, но мы хотим дать лучшее нашим клиентам с помощью наших ноу-хау разработок".

Любовь к радарам

Автомобиль оснащен шлейфами и кронштейнами, необходимыми для установки разработанной Bosch радарной системы, которая предупреждает водителя о проезжающем автомобиле. Эта система доказала свою неоценимую эффективность на Нордшляйфе в темное время суток, а также в условиях дождя и тумана. Однако ее эксплуатация обходится дорого, поэтому BMW не сделала ее обязательной частью клиентского пакета.

Несмотря на омологацию и небольшое пространство для маневра, все же есть области, в которых гоночные инженеры могут работать над настройками вне традиционных настроек подвески. Например, ABS Bosch можно настраивать, имея 10 различных параметров, которые можно выбрать в зависимости от предпочтений водителя и погодных условий.

"Суть в том, что мы стараемся сделать продукт как можно более надежным, наряду с инженерной поддержкой, которую мы направляем в серию. Если команды пробуют что-то необычное, у нас есть кто-то, кто может сказать, что это стоит попробовать, или мы уже пробовали это и это не сработало".

"Вы должны иметь возможность настраивать что угодно, если вы строите одну машину для всех этих разных серий и разных шин".

Море кнопок

Одним из побочных эффектов столь длительной программы разработки является то, что у инженеров BMW было время изучить мельчайшие детали автомобиля, и они сосредоточились на некоторых необычных аспектах. Например, кнопки управления имеют цветовую кодировку в соответствии с предупреждениями на цифровом экране, чтобы облегчить водителю решение проблем на трассе. Точно так же команда работала над повышением эффективности на пит-лейн.

"Когда механики настраивают машину, у них есть кнопка для обнуления датчиков. Затем они могут отрегулировать ограничитель скорости на пит-лейне, запустить диагностические функции датчиков двигателя или, например, обнулить датчики шатуна", - говорит Кляйн. "Существует огромное меню функций, которые может выполнять механик и которые не требуют участия системного инженера".

Управление гневом

"Обычно в конце практики вы раздаете механикам список работ и говорите: "Приступайте к работе". Но потом, через полчаса, у них возникает вопрос, и вы застреваете на первом обсуждении, потом на втором, потом идете на ужин. Когда вы возвращаетесь, водитель уже разговаривает с вами, уже 10 вечера, а механики злятся".

"Ждать пять часов, чтобы поговорить с нами или с системным инженером, очень неэффективно, особенно в мире клиентских гонок, где у вас маленькие команды и люди с несколькими функциями. Поэтому мы постарались построить машину таким образом, чтобы механик мог выполнять большую часть работы. Теперь, если я включу в список работ снижение ограничения скорости на пит-лейн на 1 км/ч, и, например, обнуление датчиков, механик сможет это сделать".

"Есть также управляемое зажигание, так что, когда вы заводите машину, вы можете проверить давление масла и так далее. Это была довольно умная идея".

Гонки GT вступают в новую фазу интеграции с цифровым миром. Европейская серия SRO, например, состоит из часового спринта и трехчасовых соревнований на выносливость, которые вместе определяют абсолютного чемпиона. Но в этом году впервые заявленный гонщик может выйти из настоящего болида, а затем пройти квалификацию и гонку на симуляторе. Результаты этого виртуального соревнования также будут засчитываться в общий зачет чемпионата, и BMW воплотила эту концепцию в жизнь с помощью неожиданной разработки.

"Руль [в машине] такой же, как и на симуляторе", - говорит Кляйн. "Вы можете взять руль из машины и поставить его на симулятор, и вы будете е управлять автомобилем в обоих вариантах одним рулем. Это разработано для автомобиля, и было много предложений по цвету кнопок".

При таком уровне детализации в кабине видно, что автомобиль продуман до мельчайших подробностей, как никогда раньше. Именно это делает ее такой опасной для соперников на трассе, и именно поэтому они смотрят на новую машину с чем-то близким к трепету. Если команда может начать думать о цветных кнопках, то это почти наверняка потому, что она достигла общих параметров производительности, необходимых для конкурентоспособности.

Управляемость

"Управляемость - это вся история гонок GT", - говорит Кляйн. "Если вы создадите машину с наименьшей деградацией шин, то у вас будет одна из лучших машин в GT. Конечно, мы пытаемся это сделать. Мы хотим построить лучшую машину и продать ее, мы хотим иметь больше клиентов, чем эти 20, так что посмотрим, захотят ли клиенты ее приобретать".

"Однако это новый автомобиль, и вы должны понять это с самого начала. Мы должны адаптироваться к этой новой машине, и мы должны увидеть, как мы сбалансируем ее. Мы находимся в окне производительности с точки зрения сопротивления, мощности и веса, а затем мы подождем и посмотрим, что произойдет. Надеюсь, у них будут проблемы с балансировкой нашей машины, чтобы нам удалось сохранить все преимущества".

Команды, занимающиеся балансировкой, будут внимательно следить за машиной во время гонок в этом году, и ожидают, что им придется проделать сложную работу, чтобы привести ее в соответствие с другими машинами, когда в 2022 году она будет выступать под управлением клиентов.

Технические характеристики

Габариты
Длина 5020мм, ширина 2040мм, высота 1308мм, колесная база 2917мм, вес 1300кг

КПП
Xtrack G1337 шестискоростная секвентальная

Подвеска
Духрычажная, амортизаторы KW Motorsport

Тормоза
Дисковые с колодками на шесть поршней спереди, дисковые с колодками на 4 поршня сзади

Двигатель
2.9 литра, рядный, шесть цилиндров, непосредственный впрыск, би-турбо, ECU Bosch MS6, до 590лс

Топливный бак
Омологированный топливный бак объемом 120 литров